Реклама может стать новым «важнейшим из искусств»

 

16 декабря на Деловой площадке IV Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась дискуссия и показ видеороликов под названием «Реклама – новое важнейшее из искусств. «Каннские Львы» в Петербурге». Мероприятие в Российском этнографическом музее посетили эксперты в области рекламы, рекламные и кинорежиссёры из России и зарубежья, в том числе, продюсер анимационных фильмов киностудии «Се-ма-фор» (Польша), обладатель премии «Оскар» Збгинев Жмудски, президент Российского отделения Международной рекламной ассоциации, в прошлом игрок клуба «Что? Где? Когда?» Борис Еремин и другие. Вели дискуссию официальный представитель Ночи Пожирателей Рекламы в России Даниил Костинский и креативный директор агентства SPN Communications Алексей Скворцов.

 

 

Эксперты и зрители смотрели рекламные ролики, в разные годы завоёвывавшие призы на международном творческом фестивале «Каннские Львы», и пытались ответить на вопрос: обладает ли реклама самостоятельной художественной ценностью? Мнения разделились. «Мне сложно представить человека, который вечером придет домой, сядет в кресло и будет просматривать любимые рекламные ролики!» – иронизировал режиссер Сергей Осипьян. Однако большинство спикеров настаивали на том, что реклама – это, все-таки, искусство. «Реклама воздействует на наше сознание, на наши мысли, желания и эмоции, и делает это за очень короткий промежуток времени, – отметил Валентин Смоляков, генеральный директор Международного фестиваля рекламы Red Apple и исполнительный директор Ассоциации коммуникационных агентств России. – Только что мы с вами посмотрели серию роликов. Мы смеялись, задумывались, грустили, вдохновлялись. И всё это буквально за тридцать секунд! Какой еще вид искусства способен на такое?»

 

 

Реклама также способна доставлять эстетическое удовольствие и даже развивать другие виды искусства. Например, представители киноиндустрии заимствуют из видеорекламы приемы монтажа. В рекламных целях создаются прекрасные музыкальные произведения и даже инновационные архитектурные сооружения, такие, как когда-то Эйфелева башня или павильон компании «МегаФон» в Олимпийском парке Сочи – 2014. Тогда специально для этой конструкции была разработана технология, позволявшая транслировать на стене гигантские 3D-селфи российских болельщиков. (Павильон «МегаФон» стал первым российским проектом, получившим Гран-При фестиваля «Каннские Львы»).

 

 

При этом, отметил Борис Еремин, реклама должна быть не просто шедевром, но и выполнять свою задачу: продавать продукт – лучшие профессионалы индустрии умеют совмещать и то, и другое. С ним согласился исполнительный директор глобального коммуникационного агентства OgilvyOne по направлению Content & Social Роберт Дэвис: «Мы стремимся сделать любую рекламу произведением искусства, но это искусство должно иметь цель». И, что особенно важно, данная цель может быть социально значимой: так же, как и произведения традиционных видов искусства, реклама (в первую очередь, социальная) способна менять мир к лучшему – причём, порой даже более успешно, чем первые, за счёт лаконичности формата, удобства восприятия, быстроты и дешевизны производства и широкого присутствия в нашей повседневной жизни.